ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

МЕНЮ
  • Слайдер 1
  • Слайдер 2
  • Слайдер 3
  • Слайдер 4
  • Слайдер 5
  • Слайдер 6
  • Слайдер 7
  • Слайдер 8
  • Слайдер 9
  • Слайдер 10

Наш видеоканал

Совершенствование представлений о культуре поведения у младших школьников в процессе работы с литературной сказкой

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: «Совершенствование представлений о культуре поведения у младших школьников в процессе работы с литературной сказкой».

Автор опыта: Еленкина Евгения Александровна, учитель начальных классов ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды".

 

Неоспоримым можно считать тот факт, что сформированность культурного поведения у детей младшего школьного возраста являлась важным вопросом во все времена. И на сегодняшний день, к сожалению, данная проблема не утратила своего значения. До сих пор общество пытается найти наиболее подходящие методы и приемы, направленные на совершенствование этой сферы личности детей.

Огромная ответственность за воспитание ребенка ложится на учителя, а особенно на учителя начальных классов. Ведь именно в это время, в период младшего школьного возраста, закладываются все основы, на которых и строится дальнейшая жизнь ребенка. Опираясь на знания, полученные на начальной ступени обучения, ребенок выбирает для себя ту или иную модель поведения, которую в дальнейшем скорректировать будет уже сложнее. Именно поэтому работа учителя начальных классов так важна с точки зрения будущей жизни школьника. Прививая ребенку навыки культурного поведения, педагог вносит огромный вклад и в личную судьбу ребенка, и в развитие нашего общества. Ведь дети - это наше будущее.

О важности работы с данной проблемой говорили такие ученые, как А.М. Виноградова, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина и О.В. Защиринская. Они утверждали, что знакомство детей с основными правилами поведения, этикетом, воспитание у них уважительных чувств к ближним и окружающим людям и бережного отношения к культурно-историческим ценностям является необходимой частью работы учителя с ребенком. От умения управлять своим поведением и планировать свои действия зависят и результаты усвоения основной образовательной программы. Зачастую проблемы с учебой возникают именно у детей, которые лишены этих умений.

Важной задачей учителя является автоматизация данных культурных навыков у детей, они должны стать частью их характера и потребностью личности. Ребенок должен научиться осознавать необходимость принятия правильного действия, сказанного слова и так далее. А главное, ребенок должен иметь понятие о последствиях сделанного выбора. Ведь одно действие приводит в движение другое. Именно эта связь должна осознаваться ребенком, только тогда воспитательная работа сможет принести необходимые плоды.

На мой взгляд, ключом к решению данной проблемы можем стать жанр литературной сказки. Ведь именно литературная сказка является современно адаптированной сокровищницей жизненных примеров, основываясь на которых ребенок может научиться правильному поведению.

Литературная сказка - это безграничный и разнообразный мир. Умение видеть прекрасное, отличать плохие поступки от хороших, способность чувствовать и сопереживать - это и многое другое способна дать лишь одна история, изложенная автором на страницах книги. Созданные образы и описанные события дают ребенку представление о жизни.

Сказка может дать ребенку как интеллектуальное, так и духовное развитие. Именно поэтому изучение сказок на начальном этапе обучения необходимо для становления личности ребенка и осознание им того, что такое хорошо и что такое плохо.

С латинского языка слово cultura переводится как воспитание, приручение, образование и развитие.

Обратившись к педагогическому словарю, я нашла следующее определение культуры поведения: “ Культура поведения есть совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетической культуре”.

Культура поведения включает манеры общения, этикет, высшую степень отшлифованности действий и поступков человека и совершенство его деятельности в различных сферах.

В настоящий момент воспитание культурного человека остается одной из главных задач общества. Так, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, “Цель воспитания - воспитание человека культуры, а основная задача учителя - создание необходимой культурной среды для развития личности ребенка”.

Культура поведения складывается из внутренней и внешней культуры человека. Внутренняя культура включает в себя нравственные чувства (долга, справедливости, любви, сочувствия, патриотизма, доброжелательности и т.п.), моральные качества человека (вежливость, верность, стойкость, мужество, принципиальность, доброту и отзывчивость). Кроме этого, в нее входят его ценностные ориентации и установки на определенные моральные принципы и идеалы. Это принципы гуманизма, человеческой солидарности, трудолюбия, социального равенства и справедливости и т.п., идеалы счастливой и осмысленной человеческой жизни.

Внутренняя нравственная культура предполагает также развитое чувство собственного достоинства и добрую волю, т.е. готовность поступать нравственно без давления и принуждения, бескорыстно.

Внешняя культура поведения предполагает знание правил и норм этикета, наличие навыков и умений, а также желания им следовать.

Проблема культурного воспитания подрастающего поколения является неоспоримо важной для всего нашего общества. Воспитывая наших детей, мы можем в дальнейшем предотвратить такие страшные преступления, которые совершаются на сегодняшний день.

Данное исследование посвящено работе с детьми младшего школьного возраста, именно поэтому нам необходимо еще на этапе подготовки рассмотреть и изучить специфику данного периода в жизни ребенка. Для этого я обратилась к психолого-педагогической литературе и непосредственно к личному опыту работы с детьми.

Доцент кафедры социальной психологии А.К. Пащенко в проведенном им исследовании выявил и выделил четыре уровня поведения младших школьников:

  1. Импульсивный. Все действия осуществляемые ребенком на данном уровне являются непроизвольными, контроль над ними отсутствует.
  2. Полевой. Данное поведение отмечается как не опосредованное правилом, а направленность действия устремлена по отношению к эмоционально привлекательным внешним факторам, имеющимся в самой ситуации.
  3. Ролевой. Поведение данного уровня характеризуется устойчивостью, привычкой действовать определенным образом в определенной ситуации. К сожалению, в данном случае любое, даже мельчайшее изменение ситуации будет приводить к возникновению затруднений в выборе действий у ребенка. Ребенок не всегда сможетподставить выработанный им шаблон поведения под другую схожую ситуацию, ведь анализ ситуации на данном уровне отсутствует.
  4. Нормативный уровень. Поведение здесь уже является осмысленным и целенаправленным. Ребенок в выборе действия основывается на предварительном анализе имеющейся ситуации.

Пользуясь данной классификацией, я могу сделать вывод о том, что для детей младшего школьного возраста по большей части свойственно поведение первых трех уровней, уровень же четвертый является большой редкостью.

Главная проблема нарушения правил поведения - это отсутствие осмысленности. Дети зачастую при выборе своих действий основываются лишь на возникающие эмоции, и это приводит к тому, что, бросаясь в ситуацию с головой, должным образом в ней не разобравшись, ребенок попадает в беду.

Важной воспитательной задачей учителя будет являться создание условий по формированию осознанного и целенаправленного поведения четвертого нормативного уровня.

Из всего, что было сказано ранее, можно сделать общий вывод о том, что так как имеющиеся знания о правильном поведении у детей младшего школьного возраста расходятся с их реализацией на практике, то актуальность данной проблемы все еще жива и есть. Нам необходимо научить детей придерживаться заложенных в них с раннего детства знаний и правил. И одним из средств по достижению этой цели, на мой взгляд, будет являться литературная сказка и работа с ней.

Также усвоение программы начального общего образования невозможно без

наличия у ребенка основ правильного поведения. Ребенок не сможет что-то постичь или узнать без самоконтроля и имеющейся у него ответственности, не сможет построить совместную работу и общение со сверстниками и учителем без соблюдения определенных правил поведения, также будет нарушаться и его социализация.

Культура поведения, безусловно, является важной частью учебного процесса – что и подтверждается нормативными документами отечественной системы образования.

Рассмотрим понятие “литературная сказка”. На сегодняшний день определений данного понятия существует достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.

В “Словаре литературоведческих терминов” С.П. Белокурова дано следующее определение: “Литературная сказка - это эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов”. 

А вот Людмила Юльевна Брауде (советский переводчик и литературовед) дает такое определение литературной сказке: “Литературная сказка - авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей”.

Объединив эти определения можно сделать общий вывод о том, что литературная сказка является индивидуальным и свободным произведением, созданным конкретным автором, в основе которого лежит волшебство, чудо.

Все литературные сказки отличаются своеобразием художественного вымысла и повествовательной формой, происхождением, характерными и своеобразными типами героев и самостоятельным сюжетом.

Литературная сказка воздействует на все сферы сознания ребенка вчастности на его нравственно-этическую сферу за счет того, что развивает в ребенке целый ряд умений:

1.Это умение сравнивать и давать оценку.

  1. Авторская сказка формирует и развивает эстетические чувства.

3.Она способна дать представление об общечеловеческихкачествах.

4.Дает большой спект эмоций и чувств в процессе чтения.

  1. Развивая при этом умение сопереживать и сочувствовать.

Такое воспитательное воздействие литературная сказка может оказывать засчет ряда своих композиционных осоенностей. Среди которых:

  1. Открытость авторской позиции.
  2. Отрожение эпохи, в которой была написана сказка.
  3. Тесная связь с мировозрением писателя.

Опираясь на все вышесказанное я могу смело утверждать, что авторские

сказки являются эффективным средством совершенствования представлений о

культурном поведении у детей младшего школьного возраста.

Главное правильно организовать работу с данным жанром литературы. В своей исследовательской работе я рассмотрела приемы работы над нравственно-этическим содержанием литературных сказок, как на уроках литературного чтения, так и на занятиях по внеклассному чтению.

Приёмы работы на уроках литературного чтения:

  • подробный анализ характерагероев произведения;
  • “Ребенок как герой произведения”;
  • представление и описание чувств главных героев (развитие эмпатии);
  • словесный портрет главного героя;
  • “Сделай героя лучше”;
  • словесный портрет ребенка;
  • “Солнышко” и “Тучка”;
  • рассказ от имени героя;
  • “Мой идеальный герой”.

Приёмы работы на занятиях внеклассного чтения:

  • инсценирование;

2) сочинительство;

3) мини-проект “Сделай себя лучше”;

4) тетрадь “Добрых дел” или “Моя копилка добрых дел”;

5) сообщение о любимом сказочном герое “Мой любимый сказочный герой, и почему я его так люблю”;

6) разработка "Таблетки от плохого поведения".

Хотелось бы отметить следующее, что выбор приема должен выполняться с

учетом возрастных особенностей детей и особенностей самого произведения.

После тщательного изучения теории по теме моего исследования я перешла к опытно-экспериментальной части.

Данная работа была проведена в “Свято-Екатерининской православной

школе г. Судогды” в период с 06.09.2021 по 30.12.2021 год. В ней принимали

участие учащиеся 4-го класса. На данный момент в классе обучается 17 человек: 5 девочек и 12 мальчиков.

Проведенная исследовательская работа строилась в три основные этапа:

На первом этапе мной была проведена первиная диагностика: ее целью было

выявление имеющегося уровня представлений о культурном поведении у обучающихся четвертого класса.

Методы и приёмы диагностического исследования я позаимствовала из пособия для учителей “Изучение личности учащегося и ученического коллектива”Фридмана, но при этом нами были внесены небольшие корректировки касательно их содержания. Все изменения строились с учетом индивидуальных особенностей классного коллектива.

Объединив все полученные результаты от первичных диагностик, можно сделать вывод о том, что большая часть детей младшего школьного возраста обладает средним уровнем культурного поведения (Это дети с неустойчивой позицией и взглядами. Они лишь иногда придерживались основных правил поведения, лишь иногда исполняли поручения и редко были вежливы с окружающими людьми), есть также и значительный процент детей с низким уровнем (Данные дети зачастую являлись зачинщиками конфликтных ситуаций, часто дразнили и обижали одноклассников, вежливость по отношению к взрослым в большей мере отсутствовала, поручения учителя не выполняли, а при выполнении работы проявляли неаккуратность и небрежность). Все это говорит мне о необходимости работы в данном направлении.

Выявив все имеющиеся пробелы в данной области, я начала выстраивать

воспитательную работу с использованием литературных сказок

Далее я перешла к формирующему этапу. Он был непосредственно направлен на исследование эффективности использования литературной сказки в

области формирования представлений у детей младшего школьного возраста о культурном поведении. Данный этап исследовательской работы включал в себя проведение различных уроков и внеклассных занятий по чтению с использованием необходимых формирующих методов и приемов работы.

За время практики мной было организованно и проведено 6 уроков литературного чтения по программе Ефрасининой.

Также были проведены 9 занятий по внеклассному чтению по программе Ефрасининой «Литературное чтение: учебная хрестоматия» и пособию Андрианова.

Так как понятие “культура поведения” включает в себя теоретический и практический компоненты. То ребенок на моих занятиях не только знакомился с основными правилами поведения, но и учился их применять в жизни.

Моё исследование смогло показать то, что использование литературной сказки как средства формирования культурного поведения является весьма эффективным при работе с детьми младшего школьного возраста. Особенно в этом помогает система урок литературного чтения + внеклассное занятие по чтению. Организация воспитательной беседы на начальном этапе урока и использование разнооразных методов и приемов работы.

Продолжение работы по нашему исследованию способно дать большие результаты. Главное не останавливаться на намеченном пути работы. И тогда можно будет добиться большего.

 

 

© 2016 - 2024. ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды".