ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

МЕНЮ
  • Слайдер 1
  • Слайдер 2
  • Слайдер 3
  • Слайдер 4
  • Слайдер 5
  • Слайдер 6
  • Слайдер 7
  • Слайдер 8
  • Слайдер 9
  • Слайдер 10

Наш видеоканал

Круглый стол

"...образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке "волка».

Иван Ильин.

Сначала – экскурсия

Директор православной школы Георгий Морохин на правах хозяина предложил начать встречу с небольшой экскурсии по школе. Вот раздевалка, где за каждым учеником закреплена персональная вешалка, вот уютная столовая, которой как раз хватает на 49 учеников. Лестница на второй этаж и участок старого мозаичного пола…

- Не все помещения удалось подготовить к началу учебного года, - объяснял о. Георгий. – Но нам пока хватает.

Да, кто-то затянул с переездом. Кто-то и вовсе ещё не переезжал. Теперь ремонтные работы продолжатся летом.

Поприветствовать гостей вышли ученики и их наставники. Уверенно – не смущаясь и без запинки – они исполнили гимн Свято-Екатерининской школы и вновь вернулись на уроки.

Те, кто когда-то учился в этой школе (в советские годы в здании располагалась начальная школа), с удивлением заметили, что кабинет директора остался на том же месте.

- Нас очень волнует вопрос духовно-нравственного воспитания наших детей со стороны семьи, школы, общества, в котором мы живём, - обозначила тему круглого стола заместитель главы администрации района по социальным вопросам, начальник управления образования Нина Медведева. – Мы считаем, что нашими соратниками выступят священнослужители.

Нина Медведева напомнила: был период, когда школа занималась и воспитанием, и образованием, но пришли другие времена, когда дело воспитания всецело возложили на семью, оставив школе лишь обучение. Сегодня чаша весов склоняется в пользу возвращения школе воспитательной составляющей. Пример тому – введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в школьную программу. Выбор – отдать ли предпочтение обучения детей основам православной культуры или основам светской этики – должны сделать родители.

Казалось бы, что может лучше научить подрастающее поколение различать, где добро, а где зло, как ни основополагающие постулаты христианства? Однако анализ сложившейся в Судогодском районе ситуации показывает, что большинство родителей отдают предпочтение основам светской этики (58 процентов).

Более детально сложившееся положение рассмотрела в своём докладе главный специалист МКО Надежда Малышева, куратор курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Она объяснила, что предмет должен сформировать у младших школьников (а начинается он в четвёртом классе) нравственные идеалы и культурные ценности, основанных, в том числе, и на религиозных традициях современной России. На этих необычных уроках не ставят оценок. Ребята учат общаться, обсуждать прочитанные книги или просмотренные фильмы, не стесняясь выражать свою точку зрения и умению слушать другого. Этому помогают ролевые игры и специальные образовательные проекты.

- Когда курс только внедрялся в школьную программу, его преподавали учителя истории или филологи, - пояснила Надежда Малышева. – Сейчас его ведение  передали учителям начальных классов, которым, возможно,  основы православной культуры как предмет более сложны.

 

Воспитание – как спасение

Под таким лозунгом живёт Свто-Екатерининская православная школа. Об её особом укладе рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Полина Куликова.

Пока здесь только три начальных класса, в которых обучаются 49 ребят. Свой школьный день они начинают с общей молитвы. С неё же начинается и заканчивается  каждый школьный урок. Математика, чтение, музыка и пение, физкультура и изобразительное искусство – предметы те же, что в обычной школе. Курс «Основы православной веры» введён во внеурочную деятельность, обязательную для всех школьников. Ведёт его директор Свято-Екатерининской школы Георгий Морохин. Первоклассников пока постигают «Дорогу к храму», второй и третий классы изучают «Основы благочестия», утверждённые Синодальным управлением. Кроме основополагающего предмета в расписании внеурочной деятельности хореография, мир вокруг нас, занимательный английский и хоровое пение. Ребята проводят в школе полный рабочий день – с 8 до 17.

- В нашей школе учатся обычные дети, часто не из воцерковлённых семей, - призналась Полина Куликова. – И наша цель – раскрыть для них красоту православной культуры, пробудить желание следовать этому учению.

Этому помогает даже обстановка школы – иконы в коридоре и каждом классе, образ покровительницы учебного заведения, святой Екатерины, на аналое.  Кроме школьных предметов ребят учат богообщению – молитве.

- Мы стараемся, чтобы наши дети чувствовали себя православными людьми не только в школе, но и на улице, и дома, - продолжила Полина Куликова, - и в играх, и в общении со сверстниками и взрослыми, и даже в пище. Ребята привыкают соблюдать посты. Не только телесные, но и духовные. Например,  отказаться от  вечернего просмотра мультфильмов и почитать книгу, позаниматься с младшими братишками и сестрёнками, помочь маме. Большую роль здесь играет поддержка старших членов семьи.

Кстати, родители – частые гости православной школы. И, пожалуй, только она может похвастаться стопроцентным посещением родительских собраний.

На вопрос о детских шалостях Полина Куликова ответила:

- Дети есть дети. И шалят, и отвлекаются от уроков. В этих случаях мы стараемся направить их мысли в нужное русло, на осознание греха и необходимости искреннего раскаяния.

Слова о том, насколько важно отвлечь юного человека от негативных мыслей горячо поддержала Нина Медведева:

- Если в штате школы нет психолога, с ребёнком может побеседовать учитель, чей авторитет непререкаем. И это поможет избавиться в дальнейшем от многих бед.

 

Семья в диалоге со школой

Глава управления образования напомнила и о семье – её ведущую роль в воспитании никто не отменял. Подтверждением стало ёмкое выступление учителя истории и обществознания Судогодской  основной  школы Светланы Алимовой.

В этой школе, как отметил о. Георгий Морохин, родители из года в год выбирают из предложенного  Основы православной культуры (опк).

В Судогодской основной уверены: духовно-нравственное воспитание – плод совместных усилий семьи, школы, религиозных организаций и других составляющих современного социума. Но, к сожалению, сегодня во многих семьях воспитание подменяется материальным благополучием: ребёнок накормлен, хорошо одет, имеет дорогие игрушки и гажджеты – что ещё?

Максимально заполнить «воспитательный вакуум» стараются педагоги. Дети с удовольствием участвуют в различных дистанционных конкурсах, в том числе и в ежегодной олимпиаде по опк и во всероссийской интеллектуальной викторине «Наше наследие», которую проводит Свято-Тихоновский гуманитарный университет. И хотя в школе почти семейная обстановка (старшеклассники регулярно выступают в младших классах с интересными программами, помогают подготовить тематические вечера), родителей тоже не должны оставаться в стороне. Светлана Алимова рассказала, что на выручку приходят спортивные соревнования (например, «Мама, папа, я – спортивная семья», «Судогодская лыжня»), в которых родители выступают вместе с детьми. Многие откликнулись на акцию «Бессмертный полк» - в каждой семье хранят память о своих участниках Великой Отечественной и трудового фронта. Дети с интересом расспрашивали своих бабушек и дедушек об их родителях, приносили в школу фотографии, а 9 мая вместе с ними прошли к обелиску в парке Победы. Интересный опыт – профориентационный классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус!», в котором приняли участие мамы учащихся. Кстати, мамы показали своё мастерство и на празднике, подготовленным к Дню матери.

Наверняка запомнится ребятам и необычный урок музыки, который прошёл не в школьном классе, а в Свято-Екатерининском храме, звонарь которого Илья Струков рассказал школьникам о колокольных звонах.

«Заполнить вакуум» помогло и участие в областном проекте «Пройдём по улицам героев», где видеоролик, подготовленный школьниками и учителями Судогодской основной, занял второе место.

 

Человеческий фактор

Об опыте соработничества общеобразовательной школы и Церкви рассказал настоятель Свято-Преображенского храма села Чамерево, председатель районного совета отцов иерей Виктор Павельев.

О. Виктор частый гость Чамеревской школы. Здесь уже стало традицией начинать учебный год с общего молебна. Приходит батюшка и в День учителя, когда бразды правления школой передаются ученикам. Не обходится без школьников и знаменитое Рождество в Чамерево – брендовый праздник Судогодского района. И малыши из детского сада, и ученики, и даже взрослые готовят игрушки для рождественской ёлки.

Ещё один традиционный праздник, который широко отмечают в Лавровском сельском поселении – День православной молодёжи. Здесь без о. Виктора тоже не обойтись. После литургии (15 февраля – один из двунадесятых праздников – Сретенье Господне) на «Лыжню Синеборья» выходят и стар и млад. После лыжной пробежки всех участников соревнований ждёт походная каша и горячий чай. Интересно проводят ребята и День славянской письменности и культуры – вместе с о. Виктором и заведующей Чамеревской библиотекой Татьяной Руновой рассматривают старинные фолианты, а некоторые даже пытаются прочесть. Правда, старославянский не всем сразу даётся.

Особое детище о. Виктора – православный спортивно-патриотический клуб имени святого благоверного князя Александра Невского. Сегодня в нём занимаются двадцать ребят. Спортивным приёмам мальчишек обучают тренеры, а дух тренирует о. Виктор.

- В клуб принимают всех, но интерес к занятиям должен зародиться в семье, - подчеркнул священник. И продолжил:

- Духовно-нравственное воспитание должно основываться на традициях, одна из осоновополагающих – православие. Ведь курс «Основы религиозной культуры и светской этики» на то и придуман, чтобы буддисты изучали буддизм, мусульмане – ислам, христиане – православие. А те, кто не имеют своих основ и традиций – светскую этику. И, кстати, сколько не искал я в учебнике по светской этике фамилии автора этого труда, так и не смог найти. О чём это говорит? – заключил о. Виктор.

- Если школа, православный храм и администрация поселения в одной упряжке, это даёт хорошие результаты, - отметила Нина Медведева. – Приезжавшие к нам два года назад гости из Калужской области не могли поверить, что такое может быть. За каждым успехом стоят люди – глава администрации поселения и о. Виктор.

И обратилась к коллегам:

- Позиция сельской администрации тоже является определяющей. Встречайтесь со своими главами, объясняйте, убеждайте, что важнее духовно-нравственного и физического здоровья нет ничего важнее для человека.

Тема человеческого фактора заставила высказаться многих. Директор Вяткинской средней школы Сергей Чернышов поделился опасениями, что учителя просто не потянут опк – нет соответствующей подготовки. По его мнению, тема православия должна придти к школьникам через историю, литературу и другие предметы.

С ним согласилась заместитель начальника управления образования Галина Иванова:

- Педагогу очень сложно перепрофилироваться на опк. Единственный путь – попробовать начать с того, чтобы поговорить о предмете со священником.

Предложение поддержал  настоятель Богородицерождественского храма (с. Ликино) иерей Геннадий Доброхотов: в Ликинской начальной школе курс опк ведёт учитель начальных классов, и когда ей кажется, что знаний недостаточно, обращается за помощью к священнику.

Директор первой Судогодской школы Александр Абрамов, не раз убеждавшийся, что присутствие священнослужителя, независимо к какой конфессии он принадлежит, буквально поднимало дух спортсменов, предложил «закрепить» священников за школами.

Дискуссию завершила завуч Муромцевской средней школы Ирина Лебедева, на собственном примере доказавшая, что важно не что преподаёт учитель, а как.

- Мы, кажется, забыли простую истину, - сказала она. – Учитель, врач, священник – не работают, а служат. Только тогда, когда деятельность учителя будет служением – в независимости от того, какой предмет он преподаёт – это будет проповедью нравственности, духовности и православия.

Выступления подытожила Нина Медведева:

- Сегодняшний круглый стол показал, что педагоги и священники готовы работать вместе. Обе стороны понимают – мы ответственны за то, кем вырастут наши дети. Но есть и третья сторона – семья, и хочется надеяться, что  и она присоединится к нам.

P.S. Рискну предположить, что выбор 42\58  происходит из-за путаницы между этикетом  и этикой. Первый – свод правил поведения, в обществе. Вторая - отрасль философии, наука о нравственности, сложная для восприятия даже для взрослого человека, тем более для ребёнка. Так что же мы выберем для своих детей: простые истины Нагорной проповеди - свода незыблемых нравственных правил, заповеданных Христом, или философские постулаты этики?

Евгения Корелина

© 2016 - 2024. ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды".