ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

МЕНЮ
  • Слайдер 1
  • Слайдер 2
  • Слайдер 3
  • Слайдер 4
  • Слайдер 5
  • Слайдер 6
  • Слайдер 7
  • Слайдер 8
  • Слайдер 9
  • Слайдер 10

Наш видеоканал

Формирование каллиграфического навыка письма у младших школьников

Обобщение опытом учителя начальных классов Поповой О.О.

Формирование каллиграфического навыка письма у младших школьников

 

Обучение красивому письму в Греции получило название каллиграфии (пишу красиво), синонимом чего в русском языке является слово чистописание.

Красивое письмо важно не только как средство эстетического воспитания, но оно имеет особую связь с орфографией. К. Д. Ушинский указывал, что первоначальные навыки орфографии закладывает именно учитель чистописания. Приучая школьника к аккуратному и точному выполнению письменных работ, выправляя их почерк, учитель воспитывает в детях уважение к своему труду, ответственное отношение к выполняемому заданию, привычку к чистоте и порядку.

          Подготовительную работу следует начинать c развития движений руки. Рисование, лепка, аппликация, разные виды ручного труда – вот эффективные приемы подготовки руки ребёнка к письму. Упражнения на начальном этапе, на первый взгляд, далеки от письменных, но приближают ребёнка к дальнейшим успехам по выработке аккуратного и красивого почерка. Часто первоклассники встречаются с трудностями в написании букв. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений .

 

В формировании навыка выделяются три основных этапа.

 

  • Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.
  • Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
  • Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

 

          Формирование навыков письма при обучении – длительный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Однако овладеть письменной речью, по мнению Л.С. Выгодского, можно «только при условии, если в первые школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи».

 

Исследования причин нарушения письма

 

          В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

          Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольником возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку.

          Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и другое развивают руку, пальцы и глаза ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

          К сожалению  значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звуко-буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма   и создает много проблем в процессе обучения.

          Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка. Существует также нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании.

Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают.

          Многие педагоги ученые выделяют следующие причины ошибок при письме:

  • малый опыт чтения и письма;
  • недостаточный навык звуко-буквенного анализа слов;
  • неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
  • психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, рече-двигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
  • в лияние просторечия и диалектного произношения;
  • неустойчивость внимания.

 

 

 

Методы и приемы используемые для формирования каллиграфического письма

 

Гигиена и техника письма

Письмо представляет собой сложный психо-физиологический процесс, при котором движения рук контролируются и направляются движением глаз. Поэтому между глазами и рукой должно быть правильное взаимодействие. Особенно вредным для здоровья учащихся является низкий наклон головы и неправильное положение корпуса пишущего.

Следует помнить и о правильном освещении. Оно должно быть достаточно ярким. Свет должен падать с левой стороны.

Правильная посадка при письме зависит прежде всего от устройства парты. Передний край скамьи должен подходить под задний край стола (обращенный к ученику) на расстоянии 4 см.

Однако, еще более важное и трудное дело – научить ребенка сидеть на правильно подобранной партой.

 

Посадка

Правильная посадка при письме является первым требованием для выработки хорошей техники письма.

При правильной посадке пишущий должен сидеть прямо:

- грудь не касается края стола,

- корпус тела слегка наклонен вперед, параллелен краю стола;

- оба плеча находятся на одинаковой высоте,

- голова несколько наклонена вперед, чтобы расстояние между глазами и линией строки сохранялось в 30 см. Голова наклоняется несколько влево, чтобы удобнее было видеть;

- ноги в коленях согнуты под прямым углом, ставятся всею ступнею на пол. Это первая опора пишущего. (вторая опора-левая рука). Левую ногу можно выставить немного вперед. Можно пользоваться подставкой под ноги, если пишущий не достает до пола.

- локти немного выступают за край стола и находятся на расстоянии 10 см от туловища, предплечья лежат под прямым углом одно к другому,

- правая рука двигается совершенно свободно. Пальцы разгибаются, вращаются и совершают иные движения, но при этом продвигаются вправо вместе с предплечьем. Правая рука соприкасается со столом немного ниже локтя, ближе к кисти, и концом мизинца.

- одновременно с поступательным движением вправо, от начала строки к концу, предплечье совершает и еще одно движение – медленное вращательное. В результате этого движения ручка, при начале строки направленная своим верхним концом в плечо, будет постепенно к концу строки отклоняться влево и направляться в грудь.

Учитель чистописания должен не только строго контролировать посадку ученика, но и следить за тем, чтобы у него в процессе обучения развивались координация движений пальцев, кисти и предплечья, а также такие движения, при которых ладонь поворачивается постепенно, по мере движения руки вправо, своей левой стороной книзу.

Именно те дети пишут плавно и красиво, которые свободно передвигают во время письма предплечье, а не те, которые надавливают на него всем корпусом и время от времени напряженно поднимают предплечье над столом, чтобы передвинуть его вправо. Отсюда появляется искажение формы букв, наклона и нажима.

 

Чаще всего наблюдаемые недостатки в посадке:

 

  • Дети нередко подгибают ноги под сиденье, кладут одну ногу на другую или вытягивают их вперед, вместо того, чтобы ставить на всю ступню.
  • Надавливают всем корпусом на край крышки парты, чем препятствуют свободному движению руки.
  • Кладут оба предплечья на стол в одну линию, а не под прямым углом. При этом локоть правой руки не выступает за край парты, а лежит на столе, что препятствует свободному движению предплечья.
  • Чрезмерно наклоняют голову к тетради, уменьшая расстояние между глазами и поверхностью тетради.
  • Держатся слишком низко за ручку, почти за стержень карандаша, что в дальнейшем приводит к сколиозу, т.к. корпус постепенно наклоняется в левую сторону.

 

Наклонное письмо

 

Правильным и красивым считается только наклонное письмо, при котором буквы пишутся под углом в 65 градусов. Наклонное письмо естественной, соответствует лучшему, более спокойному положению руки, корпуса и головы. При наклонном письме исключается возможность писчего спазма. Также сохраняется единообразный почерк, разборчивость и ритмичность письма.

Правильное и красивое письмо обязательно должно иметь нажим. Нажим вырабатывается путем применения правильных приемов и длительных упражнений.

Слова следует писать так, чтобы между ними были одинаковые промежутки .

 

Ручка

 

Ручка удерживается на письме тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец, немного подогнутые к ладони, служат для опоры пишущей руки, которая тогда будет легко и свободно скользить по бумаге. Слева ручка удерживается внутренней частью ногтевой фаланги большого пальца, справа она прижата к первому суставу среднего пальца и к третьему суставу указательного пальца; сверху на ручку опускается указательный палец, который ни в коем случае не соприкасается с большим пальцем и по сравнению с ним несколько выступает вперед. Все три пальца должны быть в полусогнутом состоянии.

Безымянный палец и мизинец не должны подгибаться более других или отделяться, а лежать вместе с остальными, и таким образом все пальцы имеют натуральный и свободный вид (немного согнутый, а не напряженно-вытянутый или чрезмерно согнутый)

Прогиб первого сустава указательного пальца ведет к перенапряжению мускулов, вызывает утомляемость, замедление или искажение письма.

Правая рука должна свободно покоится на столе, лишь слегка опираться на него. Она имеет две точки опоры. Первая находится у локтя. В этом месте правая рука очень легко опирается о край стола. Второй точкой опоры для правой руки служит согнутый мизинец, а иногда вместе с ним и четвертый (безымянный) палец, что зависит от длины пальцев. Мизинец прикасается к бумаге лишь правой стороной последнего (конечного) сустава, той частью его, которая прилегает ко второму суставу. Четвертый палец либо слегка касается своим концом бумаги, либо находится от нее на очень небольшом расстоянии, это уже зависит от руки и от длины пальцев — как кому удобнее. Самое же главное в положении правой руки — это то, чтобы она имела только эти две точки опоры и не имела никаких других точек опоры. Поэтому кисть не должна касаться бумаги, между кистью и бумагой должен быть просвет (промежуток). Тыльная часть правой руки смотрит вверх, а ладонь книзу. Нельзя прижимать к листку правый край ладони, т.к. это лишает руку подвижности и плавности движений. Если кисть правой руки держится не на мизинце и на четвертом пальце, а лежит вся на бумаге, то не может быть ни свободы движения кисти, ни свободного почерка. Рука повыше кисти и более к локтю, должна слегка опираться на стол, чтобы не препятствовать действию кисти и своему собственному движению. Так пишущий избегает утомления руки.

Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы правая рукав обоих точках опоры лежала на столе очень легко, так чтобы из под нее, без всяких трудностей и усилий, можно было бы вытащить лист бумаги.

 

Наиболее частые нарушения правил держания ручки:

 

- сближение кончиков пальцев с большим напряжением их,

- пальцы расположены слишком близко к кончику ручки, что сковывает движения руки и приводит к неровности почерка, отсутствия плавности и некрасивого начертания букв,

- иногда пальцы слишком вытягиваются, и середина ручки соприкасается не с третьим суставом указательного пальца, а бывает опущена в углубление кисти между большим и указательным пальцами.

 

 

Положение тетради при письме

 

Тетрадь во время письма должна лежать перед учеником наклонно, чтобы ее нижний край образовывал с краем стола, обращенный к ученику угол, равный 45 градусам. По мере заполнения строк, ребенок продвигает тетрадь левой рукой кверху, без изменения угла наклона.

Тетрадь должна лежать против корпуса; левый нижний угол той страницы, на которой вы пишете, приходится как раз против середины груди. Если вы пишете на левой странице тетради, то левый нижний угол этой страницы приходится против середины вашей груди. Когда вы перейдете на правую сторону тетради, вам нужно будет сдвинуть всю тетрадь влево, и тогда левый нижний угол правой страницы окажется против середины вашей груди. При этом нижняя часть левой страницы будет висеть на воздухе. Если положение вашего корпуса правильно, если вы не опираетесь на край стола грудью и не придвигаетесь к столу слишком близко, а также не перегибаете корпуса влево, эта висящая часть тетради не должна вам мешать. Если же она мешает, то, значить, вы неправильно сидите.

Правая рука пишет, левая придерживает тетрадь.

 

 

Письмо мелом на доске

Для того, чтобы научить учеников правильно писать, необходимо организовать показ образцов. Наглядность чистописания осуществляется через:

- показ образцового письма на доске,

- письмо учителя в тетрадях учеников,

- письмо по прописям,

- применение плакатов.

У учителя, который сам пишет красиво, пишут красиво и ученики!

Куску мела придают удобную для письма форму, так как толстые черты на доске образуются не только путем нажима, сколько поворачиванием куска мела к доске поперечным ребром, а тонкие черты проводятся острым краем мела.

Правильное и красивое письмо на доске достигается путем предварительных тренировок в написании отдельных элементов.

Прежде, чем писать на доске перед учениками, учителю следует:

- заранее хорошо рассмотреть начертание буквы в прописи (образце),

- его расположение в графической сетке,

- неоднократно прописать в своей тетради,

- продумать «преподнесение» буквы в ходе урока,

- проговорить названия всех элементов буквы

и только потом пробовать свои силы на доске.

 

Чтобы письмо учителя на доске лучше содействовало выработке красивого письма у учеников, нужно соблюдать следующие правила:

  • никогда не забывать о классе. Учитель должен стоять вполоборота, чтобы ему было видно, все ли учащиеся внимательно следят за тем, как он пишет.
  • Нельзя писать буквы и слова заранее, а делать это на глазах учеников. Только наблюдение за письмом учителя поможет ученикам понять, как им нужно начинать элемент, к каком направлении вести черту…
  • Во время письма не следует стирать неудачно написанное или заниматься подрисовыванием, т.к. это будут делать и ученики в своих тетрадях.

Чистописание не допускает никаких исправлений. На уроках чистописания надо стремиться не пользоваться ластиком.

  • Учитель обычно сопровождает письмо на доске подробными объяснениями, рассказывая ученикам, где он ставит мел, в каком направлении ведет черту, как делает соединение одного элемента с другим, где заканчивает букву. Отсутствие объяснения при письме затрудняет мышление детей, органически связанное с речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для формирования почерка необходимо:

 

- выполнение орнаментов в тетрадях в клетку,

- обводка каллиграфических рисунков,

- письмо букв на меловых дощечках с графической сеткой,

- работа в прописям.

 

 

 

Этапы обучения

 

  1. Работа в тетрадях в клетку

 

Размер клеток 7 х 7 мм. Работа выполняется простым карандашом. Детям предложены образцы орнаментов, которые они должны повторить.

 

 Умения и навыки, которые необходимо сформировать при работе в тетрадях в клетку.

  1. Умение держать карандаш правой рукой тремя пальцами. (Дети, работающие левой рукой, не переучиваются).
  2. Нахождение линий (горизонтальных и вертикальных).
  3. Умение находить пересечение линий и ставить в месте пересечения точку.
  4. Способность ориентироваться в пространстве листа в клетку, находить необходимые координаты и отмечать их точкой.
  5. Умение ставить точки через одно, два… пересечения в заданных направлениях.
  6. Способность соединять заданные точки ровной линией.
  7. Понимание логики орнамента, повторяемости его элементов. Умение симметрично дополнять элементы орнамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обводка каллиграфических рисунков.

 

Данная работа осуществляется простым карандашом , с грифелем диаметром 1,5 мм (возможно обведение цветными карандашами, соответствующей мягкости). Цели, которые ставятся при обведении каллиграфических рисунков, – усовершенствовать координацию движений, пластику руки, способность анализировать линейный рисунок и повторять его. Выполняя эти задания, дети знакомятся с изобразительными возможностями линии, эстетическими традициями каллиграфии, красивого письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа на меловой дощечке с графической сеткой.

 

 Умения и навыки, которые необходимо сформировать при работе на дощечке с графической сеткой.

  1. Распознавание «ячеек», полос, линий и пересечений линий.
  2. Умение изобразить основные элементы букв: Изображение палочек: Изображение крючка с плавным изгибом: Дети учатся, не отрывая руки, проводить палочку, «срезать» уголок «ячейки» и проводить прямую линию до необходимого пересечения.
  3. 3. Изображение букв. Письмо каждой изучаемой буквы на меловой дощечке в «ячейку» предшествует письму в прописях. Глядя на письменный алфавит, дети должны определять, из каких элементов состоят буквы, усвоить закономерность повторения типичных элементов: крючков, овалов, палочек, петелек, флажков… Последовательность изучения букв соответствует последовательности изучения букв в Азбуке, но обучение чтению опережает обучение письму.

 

  1. IV. Работа в прописях

 

 Письмо простым карандашом. Дети имеют возможность пользоваться ластиком.

 

          Принципы изображения деталей букв и самих букв сходны с принципами, которым дети следовали при работе на дощечке с графической сеткой. При письме слов необходимо усвоить виды связей между буквами:

 

  1. К буквам, заканчивающимся крючками или соединениями, в следующей «ячейке» приписывается необходимая буква.
  2. К буквам, заканчивающимся овалом, необходимо приписать соединение в следующей «ячейке», а затем присоединить нужную букву. В этом случае возможны два вида соединений: снизу до средней середины рабочей строки, сверху в виде «дужки».

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

          Внедрение и использование специальных заданий и упражнений, постоянный контроль за качеством каллиграфического навыка позволило:

  • преодолеть трудности первых уроков каллиграфии;
  • позволило формировать осознанное овладение навыками письма;
  • повысить качество учебного процесса;
  • облегчить понимание и восприятие нового материала;
  • развить активность и самостоятельность учащихся;
  • найти пути для корректировки почерка у детей;
  • учащиеся легко списывают с печатного текста и пишут под диктовку;

 

 

          Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное знание. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерков, учитель воспитывает у них, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

          Процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников будет успешным, если педагог:

  • знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;
  • осознает важность педагогических принципов обучения письму;
  • имеет представление об исторических методах обучения чистописанию;
  • знает различные системы работ по формирования каллиграфических навыков;
  • выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам;
  • анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Горячева И.А Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической деятельности, Е., Артефакт, 2020
  2. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973.
  3. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя. - М.: Дрофа, 1997.
  4. Агаркова, Н. Г. Обучение первоначальному письму по прописям.
  5. Агаркова, Н. Г. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина.
  6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
  7. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. М.: Просвещение, 1974.
  8. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  9. Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
  • Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
  • Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственной деятельности. М.: Просвещение.
  • Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. -М.: Просвещение, 2003
  • Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.
  • Желтовская Л.Я. Дидактический материал к урокам чистописания // Н.Ш. №3 за 1989. 17 с.
  • Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.
  • Лурия Л.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
  • Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
  • Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990.

 

© 2016 - 2024. ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды".