ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

МЕНЮ
  • Слайдер 1
  • Слайдер 2
  • Слайдер 3
  • Слайдер 4
  • Слайдер 5
  • Слайдер 6
  • Слайдер 7
  • Слайдер 8
  • Слайдер 9
  • Слайдер 10

Наш видеоканал

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознани

 Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме: «Подготовка учащихся к олимпиадам по истории и обществознанию»

Автор опыта: Морохина Надежда Юрьевна, учитель истории и  обществознания  ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

 Требования, предъявляемые сегодня к учителю истории чрезвычайно широки и многогранны. Это и высокий процент качества знаний по предмету, и необходимость подготовки учащихся к участию в научно-практических конференциях, и обилие различного рода конкурсов исследовательских работ учащихся, и участие в олимпиадах  по предмету, и воспитание личности школьника. Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. Олимпиада по историко-обществоведческим дисциплинам – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования и методологией поиска и применения не только базового, но профильного материала высокого уровня сложности в части.

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Основная задача образования – подготовить высокообразованных специалистов не только в области науки и техники, но и в области общей культуры и грамотности, что невозможно без существенного повышения уровня преподавания в школах, усиления индивидуального подхода и развития творческих способностей учащихся.

Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к  достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие.  При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад, конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

 Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий, а также при поддержке администрации школы в организации выставочной работы и проекта "Календарь истории". На этом этапе я стараюсь проявить у учащихся интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Уже с первых уроков истории древнего мира в 5 классе становится ясно, кто из ребят выделяется более развитой речью, хорошей памятью и прочными знаниями. Этих ребят я стараюсь взять на заметку и максимально заинтересовать их своим предметом. На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. На них учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Одновременно с выявлением школьников интересующихся историей и обществознанием и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Примерами такой внеклассной работы являются игры, круглые столы, конференции.

Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий.

Источниковая база исторического и обществоведческого образования очень разнообразна, но в школьной практике наиболее востребованы бывают письменные источники. Организация работы с письменными источниками  становится является важной частью деятельности по подготовке к олимпиаде.

 Для управления качеством овладения учащимися навыками работы с источниками учителю прежде всего необходимо отобрать те приемы деятельности, которые нужно будет сформировать. Обычно мы выделяем  следующие:

1)  внимательное чтение текста источника;

2)  определение его главной идеи;

3)  выявление основных понятий, фактов, имен, дат;

4)  разбор текста с целью конкретизации описываемого явления;

5)  анализ аргументации автора;

6)  постановка собственных вопросов к тексту;

7)  сопоставление содержания текста с имеющимися  у учащихся знаниями, а также с другими источниками;

8)  формулирование обобщенных выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений и умозаключений;

9)  презентация анализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы, реферата и т.п.

 Затем располагаем главные способы работы с документами по степени сложности ее организации.

 Во-первых, это использование документа в процессе изложения учебного материала учителем - его пересказ или цитирование.

 Во-вторых, это комментированное чтение с разъяснением преподавателем смысла, терминов, содержания. На этом этапе в работу начинают вовлекаться учащиеся.

 Следующей ступенью может быть совместный разбор источника на основе системы вопросов, поставленных учителем. Ответы выслушиваются и уточняются как самими учениками, так и преподавателем.

 Все указанные выше методы являются хорошей базой для перехода к еще более высокой ступени работы учащихся с документальным материалом -  самостоятельной. На этом этапе мы выделяем и формируем три уровня познавательной активности.

  1. Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте изученных фактов, событий, явлений; составление простого плана.
  2. Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развернутого плана. На этом этапе мы предлагаем обучение составлению тезисов. Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала.

III. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов; анализ, выявление линий сравнения описываемых явлений и позиции автора текста; по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц, логических цепочек, применения теоретических положений для аргументирования своей точки зрения, подготовки творческого отчета, реферата. На этом уровне происходит собственно аналитическая, исследовательская работа. Но на этом работа с текстом письменных источников не завершается, ее можно продолжить выполнением практических и познавательных заданий.

Использование на уроках и во внеурочное время работы по исследованию источников позволяет: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их; проиллюстрировать изучаемые явления, обеспечить их доказательность, обеспечить хорошее запоминание учебного материала; развить историческое и обществоведческое мышление учащихся, познакомить с методами и принципами научного познания; научить школьников самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность, развивать познавательные возможности, интересы.

Технология работы с источниками и решения познавательных задач позволяет начать овладение своеобразным арсеналом инструментов историка, почувствовать всю сложность и одновременно прелесть исторического исследования. Это значительно повышает качество подготовки учащихся к участию в олимпиадах.

Немаловажным аспектом в подготовке к олимпиаде, является и работа с родителями. Родители должны разделять интересы ребенка и понимать, за какой огромный пласт информации, и какую большую работу берется их ребенок. Нагрузка, особенно в начале, выпадает очень серьезная, поэтому необходима поддержка домашних.

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы. Работа учителя с одаренными детьми – это сложный процесс. Он требует от учителей личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с историей, но именно она может стать пространством для его личностного роста.

 

Приложение.

"Календарь истории"

Выставочная работа

 

© 2016 - 2024. ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды".